Мужчина, за котораго не слѣдуетъ выходить замужъ. Проф. Герлингъ

Совѣты и указанія

Книгоиздательство „RENAISSANCE“, Riga. 1930

Предисловіе

Въ этомъ предисловіи я хотѣлъ бы сдѣлать нѣсколько указаній, которыя слѣдовало бы принять въ разсчетъ женщинѣ, собирающейся выйти замужъ.

  1. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, который увѣренъ въ томъ, что все, что онъ дѣлаетъ, превосходно.

  2. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, который не можетъ пройти мимо зеркала, не полюбовавшись въ немъ на себя.

  3. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, который каждую недѣлю, а иногда и чаще, мѣняетъ возлюбленную.

  4. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, который имѣетъ пристрастіе къ картамъ.

  5. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, который имѣетъ привычку огрызать себѣ ногти или ходитъ постоянно съ грязными ногтями. Также не слѣдуетъ выходить замужъ за человѣка нечистоплотнаго.

  6. Не слѣдуетъ выходить замужъ за тяжко-больного мужчину, такъ какъ домашній очагъ, который должны основать молодые супруги, не является санаторіей, а гнѣздышкомъ, въ которомъ должно народиться новое, здоровое поколѣніе.

  7. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, который извѣстенъ, какъ человѣкъ весьма неумный. Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, нравственно малоцѣннымъ, напр. лжецомъ.

І. Семейное счастье.

Въ дальнѣйшемъ изложеніи мы докажемъ, что каждое изъ вышеприведенныхъ положеній является абсолютной истиной. Читая ихъ, многіе изъ нашихъ читательницъ и читалей подумаютъ, что все это давным-давно всѣмъ извѣстно, и что нечего было воскрешать эти прописныя истины. Все это такъ, но мы попросимъ уважаемыхъ читателей вспомнить, что многія истины, несмотря на ихъ „прописность“ или въ виду ея, не принимаются въ разсчетъ, что многократно чревато весьма непріятными послѣдствіями.

Мы хотимъ доказать, дружески бесѣдуя со своими читателями, всю важность и серьезность этихъ истинъ.

Часто упрекаютъ американцевъ въ томъ, что они смотрятъ на бракъ съ точки зрѣнія практической, почти какъ на „business“, торговую сдѣлку. Мы вполнѣ раздѣляемъ ихъ точку зрѣнія, не понимая, конечно, практическій моментъ въ этомъ актѣ какъ вопросъ о приданномъ или о матеріальныхъ аксессуарахъ вообще. Не слѣдуетъ смѣшивать практическое съ пекуніарнымъ[1]. Бракъ долженъ быть соединеніемъ двухъ здоровыхъ, подходящихъ другъ другу людей.

Союзъ этотъ заключается не на день и не на два, а на всю жизнь, и поэтому людямъ, желающимъ вступить между собой въ бракъ, слѣдуетъ хорошо ознакомиться другъ съ другомъ.

Бракъ является значительно болѣе важнымъ дѣломъ чѣмъ многія „практическія“ сдѣлки, и поэтому онъ требуетъ значительно больше вниманія къ себѣ. По этому вопросу знаменитая американская писательница Битричъ пишетъ слѣдующее:

„Не дѣлайте ничего въ ослѣпленіи любви!“

Не важно, красивъ ли мужчина, а важно, пригоденъ ли онъ для брака, добръ ли онъ и силенъ.

Можно быть отличнымъ любовникомъ, не годясь въ мужья, въ спутники жизни. Чтобы годиться въ мужья мужчина долженъ обладать хорошимъ характеромъ. Нужно гармоническое развитіе его умственныхъ и нравственныхъ силъ.

Отсюда отнюдь не слѣдуетъ, что физическое состояніе мужчины, его красота въ бракѣ не играютъ абсолютно никакой роли. Отсюда только слѣдуетъ, что не надо обращать главнаго вниманія на его наружность.

Наружность обманчива: иногда у человѣка видъ бываетъ весьма здоровый, въ то время какъ онъ фактически болѣзненный и слабый человѣкъ.

ІІ. Цѣли брака.

У брака три цѣли, которыя всѣ одинаково важны:

  1. Породить здоровыхъ дѣтей.

  2. Дать имъ надлежащее воспитаніе и образованіе, сообразуясь, впрочемъ, со средствами.

  3. Личное счастье супруговъ, которое вовсе не должно обязательно состоять въ богатствѣ. Главное тутъ — взаимная любовь, взаимное пониманіе и нормальныя условія жизни.

Объ этихъ трехъ цѣляхъ никогда не слѣдуетъ забывать въ бракѣ.

Принимая въ разсчетъ, что бракъ заключается единственно для осуществленія этихъ трехъ цѣлей, нужна сугубая осторожность и осмотрительность при выборѣ супруга, ибо малѣйшій промахъ въ этой области можетъ вызвать собой тяжкую трагедію, ничѣмъ уже не поправимую.

Поэтому авторъ проситъ своихъ читательницъ особенно принять во вниманіе дружескій совѣтъ, который онъ имъ даетъ:

Лучше всего для женщины выйти замужъ за человѣка, котораго она хорошо узнаетъ еще до брака.

Женщинѣ надо основательно изучить характеръ человѣка, съ которымъ она хочетъ соединиться на всю жизнь. Она должна быть съ нимъ очень хорошо знакома, ибо только послѣ продолжительнаго знакомства можно хорошо узнать человѣка, принимая въ разсчетъ, что каждый человѣкъ, приходя въ соприкосновеніе съ другими людьми, принимаетъ сознательно или безсознательно „позу“, не соотвѣтствующую его внутреннему нравственному облику. Если это происходитъ на каждомъ шагу въ обыденной жизни, то можно себѣ представить насколько больше это правило, относящееся ко всѣмъ людямъ, дѣйствуетъ тутъ, гдѣ мужчина всякой цѣной старается понравиться любимой дѣвушкѣ.

Но всего этого еще не достаточно: слѣдуетъ ознакомиться съ его семьей, ибо правильно гласитъ поговорка: „яблоко отъ яблони далеко не падаетъ“.

Поэтому постарайтесь, дорогія читательницы, до брака ознакомиться съ характеромъ любимаго человѣка и со средой, въ которой онъ живетъ.

Это васъ предохранитъ отъ тяжкихъ страданій, которыя бываютъ послѣдствіемъ роковой ошибки въ этой области.

Слѣдуетъ также внимательно выслушивать совѣты и предостереженія болѣе опытныхъ людей.

Не могу вспомнить безъ ужаса о смерти г-жи X. Ея мужъ убилъ ее въ припадкѣ бѣшенства, вызванной алкоголизмомъ.

— Какого Вы мнѣнія о моемъ женихѣ? — спросила она меня незадолго до свадьбы.

— Совѣтую вамъ порвать съ нимъ, — отвѣтилъ я.

— Это къ чему?

— Онъ происходитъ изъ несчастной семьи: отецъ его и мать старые алкоголики. Склонность къ алкоголю можетъ и въ немъ развиться и это уничтожитъ ваше семейное счастье и отзовется на здоровьѣ вашихъ дѣтей.

Услышавъ это, несчастная дѣвушка весело расхохоталась.

— Я не выхожу замужъ ни за его отца, ни за мать!

ІІІ. Типы мужчинъ.

Наша задача состоитъ въ обсужденіи только такихъ типовъ мужчинъ, которые не годятся въ мужья, т.е. такихъ, которые не способны создать семейнаго счастья.

Конечно, не всегда можно судить по внѣшнему виду и поведенію мужчины о томъ, насколько его характеръ годится для семейной жизни, но есть такіе признаки, по которымъ можно болѣе или менѣе безошибочно судить о томъ, насколько за человѣка, который ими обладаетъ, слѣдуетъ выходить замужъ.

О характерѣ человѣка можно почти безошибочно судить по его голосу. Не рекомендуется выходить замужъ за человѣка, звукъ рѣчи котораго непріятно напоминаетъ собачій лай.

Столь же неподходящимъ объектомъ для брака является мужчина, голосъ котораго напоминаетъ звукъ разбиваемаго стекла.

Такой голосъ свидѣтельствуетъ о сварливости и нетерпимости. Человѣкъ съ такимъ голосомъ ни въ коемъ случаѣ не является добрымъ, а доброта — одинъ изъ важнѣйшихъ факторовъ, создающихъ гармонію и счастье въ бракѣ.

Также не слѣдуетъ выходить замужъ за человѣка, который пяти минутъ не можетъ усидѣть спокойно на одномъ мѣстѣ, а если уже сидитъ, то постоянно шевелится на своемъ стулѣ. Сильная нервность одного изъ супруговъ тоже подрываетъ семейное счастье, она также болѣзненно отражается на здоровье имѣющихъ родиться дѣтей.

Часто такіе неподходящіе для брака мужчины очень интеллигентны.

Уважаемыя читательницы! Не подавайтесь малоцѣннымъ чарамъ и помните что вашъ душевный покой, ваше грядущее счастье и благополучіе вашихъ будущихъ дѣтей цѣннѣе сомнительной „интересности“.

Руководствуясь этой идеей, вы сдѣлаете правильный и разумный выборъ.

Пусть наши читательницы не удивляются, если мы ихъ предостережемъ на этомъ мѣстѣ и отъ брака съ „единственными сыновьями“. Такой человѣкъ происходитъ въ большинствѣ случаевъ отъ матери, страдающей такъ называемымъ „инфантилизмомъ“.

Эта болѣзнь, которая въ сущности является физическимъ недоразвитіемъ, или лишаетъ ее вообще возможности имѣть дѣтей, или же не даетъ ей возможности имѣть больше одного ребенка.

Слѣдуетъ ли удивляться тому, что сынъ такой недоразвившейся женщины не является мужчиной въ лучшемъ и благороднѣйшемъ смыслѣ этого слова?

ІѴ. Возрастъ мужчины.

Въ бракѣ должна царить полная гармонія душъ супруговъ. Чтобы этого достигнуть, супруги должны другъ другу подходить.

Слѣдовательно между ними не должно быть большой разницы въ возрастѣ. Мужъ долженъ быть не более чѣмъ на 12 лѣтъ старше своей жены. Часто видятъ брачныя пары, гдѣ женѣ 20 лѣтъ, а мужу 40. Въ общежитіи такое соотношеніе считается вполнѣ нормальнымъ. Но въ дѣйствительности это не такъ.

Одной изъ главныхъ цѣлей брака, какъ мы это вывели выше, является порожденіе здоровыхъ и жизнеспособныхъ дѣтей. Эта цѣль не можетъ быть достигнута, если между возрастомъ мужа и жены очень большая разница. Да и въ другомъ отношеніи бракъ въ такомъ случаѣ не можетъ быть счастливымъ.

Неизмѣннымъ послѣдствіемъ большой разницы въ возрастѣ является ревность, которая принимаетъ особенно острую форму, если жена старше мужа. Въ этомъ случаѣ она обыкновенно очень обоснована: мужчина дольше сохраняется молодымъ, и если его жена старше его, то онъ въ большинствѣ случаевъ измѣняетъ ей. Это, конечно, отравляетъ семейное счастье.

Столь же грустное явленіе — бракъ старика съ молодой дѣвушкой. Въ этомъ случаѣ жизнь молодой женщины, по меньшей мѣрѣ ея молодость, безвозвратно разбита.

Дѣти рождающіяся въ такомъ бракѣ, часто бываютъ дегенератами.

Ѵ. Бракъ съ знаменитыми людьми.

Читательницъ удивитъ то, что мы ихъ отговориваемъ отъ брака съ знаменитыми людьми. Это, дѣйствительно, можетъ показаться съ перваго взгляда очень страннымъ; что можетъ быть желательнѣе, что можетъ быть пріятнѣе брака съ великимъ человѣкомъ, съ великимъ художникомъ, напримѣр?

Но обсудивъ зрѣло этотъ вопросъ, приходятъ къ противоположному выводу.

Выдающійся артистъ, художникъ, знаменитый или просто извѣстный и популярный писатель, блестящій политическій дѣятель, конечно, являются цѣнными индивидами.

Но соотвѣтствуетъ ли ихъ характеръ, душа въ обыкновенномъ, житейскомъ смыслѣ этого слова, ихъ „великости“? Способенъ ли такой выдающійся человѣкъ быть хорошимъ семьяниномъ, т.е. нѣжнымъ супругомъ и внимательнымъ отцомъ?

Это въ большинствѣ случаевъ люди нервные, люди погруженные всецѣло въ свое дѣло, и все остальное, что въ сущности имѣетъ куда большую моральную цѣнность, т.к. счастье одной человѣческой души значительно цѣннѣе величайшаго творенія Шекспира, для нихъ является дѣломъ второстепеннымъ.

Поэтому совѣтуемъ читательницамъ, имѣющимъ „великихъ“ жениховъ основательно ознакомиться съ ними до брака, дабы не пережить затѣмъ тяжкаго разочарованія. Къ чему терзаться и страдать, когда осмотрительность и осторожность, вовремя примѣненныя, могутъ избавить насъ отъ страданій и запоздалыхъ сожалѣній?

•••

А сейчасъ скажемъ нѣсколько словъ о „Донъ-Жуанѣ“.

Каждая изъ нашихъ читательницъ знаетъ что такое Донъ-Жуанъ въ литературѣ и еще лучше знаетъ, чѣмъ онъ является въ жизни.

Совѣтуемъ нашимъ читательницамъ ни въ коемъ случаѣ не выходить за Донъ-Жуана. Старая нѣмецкая поговорка гласитъ, что волкъ линяетъ, т.е. теряетъ свои волосы, свою шерсть, но не теряетъ своихъ капризовъ. На мудрость этой поговорки можно вполнѣ положиться.

Привычка къ донъ-жуанству до такой степени вошла въ плоть и кровь этихъ людей, что они не такъ легко отъ нея отказываются. Но даже и это не является самымъ худшимъ.

Посѣтители публичныхъ домовъ „благопріобрѣтаютъ“ больную душу и больное тѣло.

Знаменитый американскій медикъ Герглмардтъ доказалъ въ одномъ изъ своихъ трудовъ, что большинство женскихъ болѣзней являются слѣдствіемъ заразы при половомъ актѣ.

Донъ-жуанъ не можетъ основать здоровую и счастливую семью. Вступая въ бракъ, онъ часто увѣренъ, что совершенно здоровъ, совершенно не зная, что въ немъ кроются зачатки страшной болѣзни, которая сгубитъ въ будущемъ какъ его, такъ и семью.

Удовольствіе, которое связано съ посѣщеніемъ публичныхъ домовъ, соединено и съ величайшей опасностью заболѣванія. Заболѣваніе неизмѣнно должно, раньше или позже, наступить и повернутъ въ несчастіе не только самого виновника, но и другихъ, совершенно неповинныхъ людей.

Тутъ оправдывается библейская угроза, что дѣтямъ придется страдать за грѣхи отцовъ: кретинизмъ отдаленнаго потомка часто объясняется грѣхомъ его праотца…

ѴІ. Заразительныя болѣзни.

Однимъ изъ страшнѣйшихъ враговъ человѣчества является сифилисъ.

Эта болѣзнь не только подрываетъ здоровье заразившагося ею, но и отзывается страшнѣйшимъ образомъ на его дѣтяхъ.

Знаменитый ученый, проф. Фурнье доказалъ, что большинство потомковъ сифилитиковъ вымираютъ въ дѣтствѣ.

Онъ прослѣдилъ судьбу 18-ти семействъ, зараженныхъ сифилисомъ. Въ этихъ семействахъ умерло изъ 161 ребенка 157, т.е. ужасающе большой процентъ.

Эти цифры говорятъ краснорѣчивѣе всякихъ потрясающихъ словъ о томъ, какимъ страшнымъ бичемъ человѣчества является сифилисъ.

Его послѣдствія не заключаются только въ достигающей максимальныхъ размѣровъ смертности новорожденныхъ.

Его послѣдствіемъ бываетъ то, что въ потомствѣ возникаетъ:

  1. рахитизмъ,

  2. глухо-нѣмота,

  3. слѣпота,

  4. идіотизмъ,

  5. сумасшедствіе,

  6. эпилепсія,

  7. легкая воспріимчивость ко всякимъ болѣзнямъ, въ частности, склонность къ туберкулезу.

Согласно выводамъ Ильинскаго и Филекса, можно узнать дѣтей сифилитиковъ по формѣ переднихъ зубовъ, по ранамъ на губахъ, которыя по временамъ возникаютъ, по неправильному строенію ушей и эпилептическимъ припадкамъ.

Если у женщины есть подозрѣніе, что ея женихъ происходитъ изъ сифилитической семьи или самъ болѣнъ сифилисомъ, она обязана въ собственныхъ интересахъ и въ интересахъ ея будушихъ дѣтей склонить его обратиться къ врачу.

Не забывайте объ этомъ, читательницы! Не забывайте объ этомъ во имя вашего собственнаго блага, не забывайте объ этомъ въ интересѣ того, кого вы дѣлаете своимъ спутникомъ жизни, и тѣхъ, кого вы произведете на свѣтъ Божій!

Это грустная и непріятная обязанность, но это необходимо.

Войны уничтожаютъ или калѣчатъ отдѣльныхъ людей, а сифилисъ выбрасываетъ за бортъ жизни цѣлыя поколѣнія, дѣлая ихъ неизлѣчимо больными, осужденными на вымираніе!

Широкая публика считаетъ рахитизмъ не опасной болѣзнью и очень ошибается.

Вотъ его признаки: чрезмѣрное развитіе головы, узкая грудь, кривыя ноги, свисающія, кривыя плечи, невѣрная походка и желтоватый цвѣтъ лица.

То обстоятельство, что ежегодно умираетъ въ родахъ около 12,000 женщинъ заставило соціологовъ углубиться въ причины этого явленія.

Оказалось, что этотъ страшный фактъ является послѣдствіемъ вліянія рахитизма на женщину. Этимъ вопросомъ занялся проф. Энгель.

Онъ пишетъ въ своемъ трудѣ, озаглавленномъ „Рахитическое начало въ человѣкѣ,“ что расширенный половой каналъ у рахитичныхъ женщинъ на 6–8 сант. уже, чѣмъ у женщинъ, нормально сложенныхъ, чѣмъ и объясняются частые случаи смерти при родахъ.

Органы у рахитиковъ ненормально развиты.

Нѣкоторые органы больше, чѣмъ они бываютъ у нормально развитыхъ людей, другіе же значительно меньше.

Все это объясняется неправильной циркуляціей крови.

Дѣти, зараженные рахитизмомъ, часто имѣютъ веселыя и здоровыя лица, что можетъ ввести въ обманъ. Но тѣло у нихъ значительно болѣе худое и слабое, чѣмъ тѣло у нормальныхъ дѣтей.

Дѣти-рахитики переносятъ значительно труднѣе всѣ болѣзни, которымъ подвержены дѣти вообще.

Заболѣвъ дифтеритомъ или скарлатиной, эти дѣти рѣдко выживаютъ.

Когда я вижу худенькихъ, болѣзненныхъ дѣтей, скачущихъ большими, неправильно развитыми ножками по двору, я всегда думаю со скорбью объ ихъ отцахъ, которые впитали въ себя роковой ядъ, не думая о томъ, что этотъ ядъ не у нихъ останется, а будетъ ими переданъ ихъ дѣтямъ.

У меня сердце сжимается и я съ отчаяніемъ думаю о томъ, что въ вѣкъ радіо и завоеванія воздушныхъ пространствъ законодательные органы, отъ которыхъ въ значительной степени зависитъ благополучіе страны, не принимаютъ никакихъ репрессивныхъ мѣръ для того, чтобы запретить людямъ, больнымъ сифилисомъ, дѣторожденіе.

Говоря много о рахитизмѣ я отклонился отъ темы.

Цѣлью этихъ разсужденій было склонить читательницъ къ осторожности въ тѣхъ случаяхъ, когда имъ будетъ предстоять бракъ съ человѣкомъ, который, судя по внѣшнимъ признакамъ, является сифилитикомъ.

Нужно принять во вниманіе, что всякая болѣзнь дѣтей можетъ быть, при извѣстныхъ обстоятельствахъ, унаслѣдованной отъ родителей.

Впрочемъ, возможность зараженія мѣняется въ зависимости отъ 3 возможныхъ случаевъ:

  1. Когда бациллы данной болѣзни были не въ организмѣ отца, а въ организмѣ матери.

  2. Когда болѣзнь была излѣчена до зачатія ребенка.

  3. Если родители оба страдаютъ одной и той же болѣзнью.

Послѣдній случай является несомнѣнно самымъ опаснымъ.

Это было уже извѣстно людямъ много тысячъ лѣтъ тому назадъ. Уже древніе религіозные законодатели запретили бракъ между близкими родственниками, учитывая наслѣдственность.

Нужно принять во вниманіе, что только въ очень рѣдкихъ случаяхъ одинъ только членъ семьи болѣетъ какой-нибудь болѣзнью.

Если одни и тѣ же бациллы циркулируютъ въ крови какъ отца, такъ и матери, ребенокъ обреченъ на гибель или на самое безотрадное и жалкое существованіе, на вегетацію.

ѴІІ. Гомосексуализмъ.

Изрѣдка случается, что гомосексуалистъ, т.е., мужчина съ неправильно сложившейся половой психикой, который стремится къ совокупленію не съ женщиной, а съ лицомъ того же пола, хочетъ вступить въ бракъ.

Если такой человѣкъ, уважаемая читательница, попроситъ вашей руки, откажите ему немедленно, ни минуты на задумываясь.

Это крайне необходимо, ибо у вашихъ дѣтей будутъ заложены, по жестокому закону наслѣдственности, склонности ихъ несчастнаго отца.

Да и брачная жизнь съ такимъ мужчиной не можетъ быть счастливой, ибо такой человѣкъ никакъ не можетъ подавить своихъ несчастныхъ склонностей и, стремясь ихъ удовлетворить, попадаетъ рано или поздно въ руки шантажистовъ, которые его разорятъ и повергнутъ въ бѣдственное состояніе его самого и его семью.

О психическихъ страданіяхъ, которые выпадутъ на долю его жены, говорить не приходится: они сами собой понятны.

ѴІІІ. Алкоголикъ.

Не слѣдуетъ вступать въ бракъ съ мужчиной, имѣющимъ пристрастіе къ алкоголю, сказазалъ я въ предисловіи.

Алкоголь не только уничтожаетъ потребителя его, но и дѣлаетъ своими жертвами послѣдующія поколѣнія. У дѣтей алкоголиковъ возникаетъ эпилепсія, тяжкія нервныя заболѣванія, сумасшествіе и кретинизмъ.

Большинство криминальныхъ преступниковъ, какъ указываетъ уголовная статистика, являются жертвами алкоголя.

У нихъ преступныя склонности возникаютъ или на основаніи потребленія этаго страшнаго яда, отравляющаго нервную систему, или они получили это ужасное наслѣдіе, будучи зачатыми родителями-алкоголиками.

Алкоголь губитъ человѣка, уничтожая его нервную систему, извращая ужаснѣйшимъ образомъ его психику. Кромѣ того, алкоголь дѣйствуетъ уничтожающе и на половыя ткани, что зачастую приводитъ къ половому безсилію у мужчинъ.

Знаменитый дѣтскій врачъ Дэбъ пишетъ, что изъ 100 дѣтей, рожденныхъ алкоголиками, 90 умерло вслѣдствіе недостатка въ жизненныхъ силахъ, т.к. ихъ организмъ не былъ жизнеспособенъ.

Я уже прежде отмѣтилъ, что фатальныя послѣдствія потребленія алкоголя родителями въ дѣтяхъ не сказываются съ первыхъ годовъ жизни, а проявляются только впослѣдствіи.

Такъ, падучая болѣзнь оказывается не раньше 14-го года жизни. Истеричность проявляется не раньше наступленія половой зрѣлости.

Интересно отмѣтить то, что 50 проц. дѣтей, рожденныхъ родителями-алкоголиками, страдаютъ различными болѣзнями костей и судорогами на нервной почвѣ, каковыя болѣзни отравляютъ имъ всю жизнь.

Ясно, что страдающіе падучей болѣзнью не должны вступать въ бракъ.

Они могутъ вступить въ бракъ только тогда, когда врачъ объявитъ ихъ совершенно здоровыми и выразитъ увѣренность въ томъ, что болѣзнь больше не возобновится.

Во всякомъ случаѣ, женѣ человѣка, который страдалъ этой болѣзнью, слѣдуетъ заботиться о томъ, чтобы онъ велъ спокойную и упорядоченную жизнь.

Я уже раньше отмѣтилъ, что не слѣдуетъ выходить замужъ за тяжко больного человѣка, ибо семейная жизнь не является санаторіей.

Эти слова причинятъ боль и, конечно, не найдутъ сочувствія и отклика въ сердцахъ тѣхъ дѣвушекъ, которыя, обладая возвышенной душой, ищутъ случая самопожертвованія. Мы положительно увѣрены въ томъ, что такія женщины существуютъ.

Но настоящее, дѣйствительное счастіе есть счастіе личное; личное же счастіе возможно для женщины только въ семейной жизни, въ брачномъ союзѣ съ хорошимъ и здоровымъ человѣкомъ.

При какихъ болѣзняхъ бракъ возможенъ, при какихъ бракъ невозможенъ или нежелателенъ, выяснитъ въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ врачъ-спеціалистъ, съ которымъ слѣдуетъ посовѣтоваться до того, какъ вступить въ бракъ.

Конечно, и безнадежно больной можетъ поправиться при благопріятномъ стеченіи обстоятельствъ, но это случай очень рѣдкій и на него расчитывать нечего.

Когда мужъ заболѣваетъ послѣ брака, его женѣ приходится нести всѣ трудности и страданія, проистекающія изъ этого для его близкихъ.

Но если плохое состояніе его здоровья уже извѣстно до брака, у женщины, собирающейся вступить съ нимъ въ бракъ, нѣтъ никакихъ обязательствъ по отношенію къ нему, и для нея самое лучшее отказаться отъ союза съ такимъ больнымъ человѣкомъ.

Для нея это самое лучшее, говоримъ мы. Зачастую это самое лучшее и для него.

Это опредѣленно наилучшее для бѣдныхъ дѣтей, имѣющихъ родиться въ этомъ бракѣ, короткая жизнь которыхъ, если онѣ родятся, можетъ быть только сплошнымъ страданіемъ.

Все это мы говоримъ съ болью въ душѣ, имѣя передъ глазами массу примѣровъ, которые предостерегаютъ своей трагичностью отъ рокового шага.

Не дѣлайте себѣ иллюзій, дорогія читательницы, говоря, какъ до васъ говорили тысячи другихъ женщинъ: „болѣзнь излѣчима!“

Болѣзнь прирожденная, болѣзнь хотя бы и не прирожденная, а только возникшая съ дѣтства, очень трудно излѣчима, и, когда она залѣчена, врачъ въ большинствѣ случаевъ не можетъ сказать не возникнетъ ли она опять.

Никакимъ состояніемъ, никакими матеріальными выгодами тяжко больной мужъ не можетъ вознаградить свою жену за ту мучительную нравственную пытку, на которую онъ ее обрекаетъ, можетъ быть, на всю жизнь!

Только смерть мужа или ея собственная можетъ ее избавить отъ этихъ страданій.

Женщинѣ, которой приходится жить съ тяжко больнымъ мужемъ, по временамъ хочется, чтобы онъ умеръ поскорѣе.

Это въ ней убиваетъ лучшія чувства и лишаетъ ее спокойствія и счастія.

Для нея счастье и въ будущемъ невозможно, такъ какъ ея угрызенія совѣсти по поводу того, что она желала смерти человѣку, отравятъ ея дальнѣйшую жизнь.

ІХ. Игрокъ.

Ужъ въ предисловіи мы предостерегали отъ вступленія въ бракъ съ игрокомъ. И въ этомъ заложена глубокая истина.

Часто мужчина избѣгаетъ общество женщинъ, будучи по природѣ человѣкомъ застѣнчивымъ, робкимъ въ обращеніи съ женщинами. Чаще всего, однако, это происходитъ по склонности къ азартнымъ играмъ.

Любовь къ азартной игрѣ въ карты, разъ возникнувъ растетъ съ каждымъ годомъ и уничтожаетъ въ сердцѣ человѣка, если она не будетъ подавлена въ зародышѣ сильной волей, всѣ другія чувства, как-то: возвышенные идеалы и сознаніе семейнаго долга.

И тогда онъ способенъ проиграть за „зеленымъ столомъ“ все свое состояніе, свою честь и семью.

Чтобы спасти человѣка отъ этой гибельной привычки, чтобы вырвать у богини Азарта ея жертву, нужно примѣнить много терпѣнія, любви и самопожертвованія. Но не всѣ женщины это понимаютъ, и уже не одно семейство погибло из-за этой несчастной страсти ихъ главы.

Вся семья приходитъ въ бѣдственное состояніе, а обуреваемый страстью къ игрѣ, часто попадаетъ на скамью подсудимыхъ.

Страсть къ азартнымъ играмъ является не только вредной и опасной склонностью, но отличается еще своей особенной постыдностью.

Человѣкъ, которымъ овладѣла страсть къ игрѣ способенъ на самый низкій поступокъ. Страсть къ азартнымъ играмъ убиваетъ въ немъ склонность и любовь къ упорядоченному и честному труду. Развивается склонность и стремленіе къ легкой наживѣ. Покуда отцу семейства везетъ въ игрѣ, онъ еще склоненъ пропитать свою семью; но когда счастье перестаетъ ему улыбаться, ему нечѣмъ больше содержать своихъ близкихъ, ибо игроки рано или поздно забрасываютъ всякое другое занятіе.

Ему не только нечѣмъ содержать семью, но въ виду сильнаго пониженія нравственнаго уровня, что замѣчается у большинства игроковъ, онъ и не хочетъ ее содержать.

Когда эта страсть развивается у мужчины, его характеръ невѣроятно мѣняется. Онъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ „становится“ совершенно другимъ человѣкомъ: его порокъ убиваетъ въ его душѣ все лучшее и способствуетъ развитію самыхъ гнусныхъ чертъ, зачатки коихъ заложены во всякой человѣческой душѣ.

Семейная жизнь въ бракѣ съ игрокомъ ни въ коемъ случаѣ не можетъ быть счастливой. Бываютъ, конечно, и исключенія, но исключенія какъ извѣстно, только подтверждаютъ правило.

Х. Характеръ.

Уже въ введеніи я обратилъ вниманіе читательницъ на то, что красота мужчины играетъ въ бракѣ весьма второстепенную роль. Главное въ бракѣ — это характеръ.

Есть масса всевозможныхъ способовъ опредѣлить нравъ человѣка, но самымъ надежнымъ является несомнѣнно продолжительное знакомство съ лицомъ.

Психологія разсматриваетъ слѣдующія основные типы характера:

  1. Сангвинистическій.

  2. Холерическій.

  3. Флегматическій.

  4. Меланхолическій характеръ.

1. Сангвиникъ легко поддается впечатлѣніямъ, быстро реагируетъ на воспріятія извнѣ, но зато и быстро „остываетъ“. Сангвиники обычно поверхностны и довольно легко мѣняютъ свои убѣжденія.

Они обыкновенно довольно добры, но способны въ вспышкѣ къ причиненію всякаго зла, въ чемъ они быстро, чуть ли не моментально, раскаиваются.

Сангвиники въ общемъ люди полнокровные и довольно здоровые.

2. Холерики отличаются большей глубиной характера и большей, въ среднемъ, интеллигентностью.

Они значительно лучше владѣютъ собой, чѣмъ сангвиники, но способны, когда чаша переполнена, на бурныя вспышки.

Они, болѣе чѣмъ сангвиники, способны къ умственной работѣ.

3. Флегматики отличаются своимъ неизмѣннымъ спокойствіемъ. Они рѣдко теряютъ самообладаніе, вспышки гнѣва и радости у нихъ весьма рѣдки. Духовно это люди обычно средніе.

Они обыкновенно ни добры ни злы. Жизнь ведутъ умѣреную и спокойную. Въ общемъ, не дурные мужья. Именно недурные мужья, т.к. отсутствіе въ нихъ „героическаго“ и „пламеннаго“ даетъ имъ возможность доставить своимъ женамъ тихое и спокойное семейное счастье.

4. Меланхолики — люди, постоянно мучимые подавленнымъ настроеніемъ. Они обычно плохо настроены, почти всегда недовольны окружающей средой. Имъ очень трудно угодить, т.к. все, что у нихъ есть, ихъ не удовлетворяетъ. Выйти замужъ за меланхолика является несчастіемъ для женщины, такъ какъ мужъ ея будетъ заѣдать ей жизнь всякими подозрѣніями, будетъ постоянно ею недоволенъ, подчасъ даже грубъ и жестокъ съ нею. Эти люди не всегда обладаютъ дурнымъ сердцемъ, но характеръ у нихъ всегда очень тяжелый. Они мучаютъ себя и окружаюшихъ.

Впрочемъ, эти четыре типа характеровъ въ природѣ въ чистомъ видѣ почти никогда не встрѣчаются. Они комбинируются между собой и поэтому весьма трудно разпознавать характеръ отдѣльнаго индивида въ каждомъ конкретномъ случаѣ. Но за человѣка, который проявляетъ явную наклонность къ меланхоліи, во всякомъ случаѣ, выходить замужъ не слѣдуетъ.

Не смѣйтесь, уважаемыя читательницы, если я вамъ скажу, что не слѣдуетъ выходить замужъ за человѣка, который смѣется такъ: „кхэ, хэ, хэ!“

Добрый и интеллигентный человѣкъ никогда такъ не смѣется: его смѣхъ звучитъ какъ: „ха, ха, ха!“ Это смѣхъ человѣка съ открытымъ и честнымъ характеромъ, смѣхъ хорошаго человѣка.

И визгливый, „задыхающійся“ смѣхъ не дѣлаетъ чести лицу, которое такъ смѣется: такой смѣхъ свидѣтельствуетъ о хитрости и о томъ, что лицо уже слишкомъ „себѣ на умѣ“.

Уже знаменитый швейцарскій ученый Ляватеръ установилъ, что характеръ человѣка можно установить по чертамъ лица. Это опредѣляется по величинѣ и формѣ лицевого угла.

Морщины на лбу тоже краснорѣчиво говорятъ о характерѣ: онѣ свидѣтельствуютъ о благодарныхъ и о низменныхъ наклонностяхъ, говорятъ о возвышенныхъ думахъ и постыдныхъ страстяхъ и вожделѣніяхъ.

Линіи руки, а главное, строеніе пальцевъ тоже даютъ критерій для опредѣленія характера человѣка.

Но лучшимъ способомъ опредѣлить характеръ человѣка, а это крайне необходимо, когда собираешься связать свою судьбу съ его судьбой, это быть съ нимъ долго знакомымъ.

Еще разъ повторяю: если вы хотите, чтобы вашъ бракъ былъ счастливымъ, то не торопитесь выйти замужъ за своего жениха, а ознакомьтесь сперва съ его характеромъ, наклонностями и близкими ему людьми.

Чтобы человѣка хорошо узнать, нужно видѣть его въ различныхъ ситуаціяхъ, въ различныхъ положеніяхъ, какъ онъ реагируетъ на то или другое обстоятельство въ жизни. Только послѣ всесторонняго изученія его характера, вы можете сказать: „Я этого человѣка знаю!“

Мнѣ могутъ возразить, что въ настоящее время, когда жизнь такъ трудна, когда, послѣ Міровой войны, мужчинъ стало значительно меньше, и хорошо обосновавшихся мужчинъ тоже значительно меньше, чѣмъ прежде, дѣвушкѣ нельзя быть такой разборчивой. На это мы возразимъ, что мы не предлагаемъ ей быть „разборчивой“, но рекомендуемъ только осторожность и трезвое практическое отношеніе къ жизни.

Времена гиперромантизма канули въ вѣчность: никакая нормальная дѣвушка теперь не захочетъ выйти замужъ за „отверженца“.

Отверженцевъ теперь оцѣниваютъ по достоинству, не драпируя ихъ больше въ плащъ непризнанныхъ геніевъ.

Почему же не ступить еще шагъ впередъ и прийти къ выводу, что не нужно во что бы то ни стало вступить въ бракъ, т.е. привязать къ себѣ мужчину. А нужно найти себѣ человѣка, т.е. товарища, друга и защитника, который помогъ бы тебѣ преодолѣть трудности, которыя встрѣчаются на жизненномъ пути.

ХІ. Заключеніе.

Въ этой маленькой по объему книжкѣ мы дали саоимъ читательницамъ совѣты, которые основываются на данныхъ науки и многовѣковомъ людскомъ опытѣ, а также на опытѣ нашемъ личномъ.

Сумѣвъ воспользоваться этими указаніями, и желая примѣнить ихъ на практикѣ, наши читательницы несомнѣнно могутъ устроить свою личную жизнь въ бракѣ наилучшимъ образомъ.

Конечно, одного теоретическаго усвоенія сказаннаго далеко не достаточно: нужно еще упражненіе, т.е. дисциплированіе своей воли и пріученіе своего ума логическому и спокойному мышленію.

Цѣль человѣческой жизни заключается въ размноженіи; женщина существуетъ для материнства: ея жизнь можетъ быть только тогда полной, совершенной и счастливой, когда у нея есть возможность родить ребенка, вскормить его своею грудью и затѣмъ воспитать его, сдѣлать его хорошимъ и сильнымъ человѣкомъ.

„Сильные и добрые рождаются отъ сильныхъ и добрыхъ“, сказалъ уже римскій поэтъ.

Слѣдовательно, чтобы породить сильнаго и добраго человѣка, его родителямъ слѣдуетъ быть таковыми же.

Отсюда слѣдуетъ, что здоровая и жизнеспособная дѣвушка должна непремѣнно вступать въ бракъ съ такимъ же мужниной. Слабой и болѣзненной женщинѣ лучше вообще не вступать въ бракъ. Тѣ, которыя обездолены природой, тѣ, которыя рождены для страданій и мученій, не должны вообще вступать въ бракъ.

Намъ могутъ отвѣтить, что они не виноваты въ томъ, что они родились или стали непригодными, за что же лишать ихъ личнаго счастья?

Онѣ, конечно, не виновны. „Нѣтъ въ мірѣ виноватыхъ“, говоритъ великій Шекспиръ устами облагороженнаго страданіемъ короля Лира.

И тутъ нѣтъ виноватыхъ, а если есть, то виноваты родители, за пороки, за излишества и страсти которыхъ, страдаютъ ихъ дѣти.

Родители впитали въ себя ядъ всевозможныхъ болѣзней, и этотъ ядъ они передали въ наслѣдство своимъ потомкамъ.

Никто не виноватъ въ томъ, что онъ страдаетъ, онъ не имѣетъ права на этомъ основаніи заставлять страдать другого человѣка и своихъ будущихъ потомковъ.

Да, на потомство такой человѣкъ не имѣетъ никакого моральнаго права, и мы надѣемся, что въ будущемъ не будетъ имѣть и юридическаго.

Законодательства культурныхъ странъ уже теперь ввели въ свои законы о бракѣ статью, по которой отъ желающихъ вступить въ бракъ требуется, чтобы они предоставили свидѣтельство пользующагося публичнымъ довѣріемъ врача о томъ, что они не болѣютъ ни туберкулезомъ, ни половыми болѣзнями въ заразительной стадіи.

Юристы-законодатели размышляютъ уже о томъ, чтобы запретить неисправимымъ преступникамъ вступленіе въ бракъ.

Все это дѣлается для здоровья и счастья будущихъ поколѣній. Государству нужны сильные, здоровые и способные граждане.

Древніе греки дѣйствовали въ этомъ отношеніи весьма радикально — они свергали ненормальныхъ новорожденныхъ въ пропасть. Въ наше время это уже невозможно, т.к. государство защищаетъ жизнь каждаго человѣка.

Но государство должно способствовать тому, чтобы браки заключались на основаніи разумныхъ началъ.

А сейчасъ мы пожелаемъ своимъ читательницамъ, имѣвшимъ терпѣніе выслушать наше длинное разсужденіе, и еще не вышедшимъ замужъ, вступить въ бракъ съ достойнымъ человѣкомъ и прожить съ нимъ въ мирѣ и согласіи долгую жизнь, имѣя красивыхъ и здоровыхъ дѣтей и давая имъ надлежащее воспитаніе.

Ибо цѣль жизни — это основаніе счастливаго брака и порожденіе въ немъ умственно, нравственно и физически здоровыхъ дѣтей, которые были бы способны продолжать дѣло своихъ родителей къ вящей славѣ человѣческаго рода.

Женева. Январь, 1930 г.

КОНЕЦЪ.

При перепечатке ссылка на unixone.ru обязательна.


  1. пекуниарный — отъ pécuniaire, относящійся къ деньгамъ, денежнымъ средствамъ  ↩

Добавить комментарий